Суэцкий кризис 1956 года - операция «Мушкетер»
Предыстория конфликта
В начале пятидесятых годов двадцатого века началось обострение отношений между Египтом и западными державами, в первую очередь, Великобританией. После целого ряда недружественных шагов с обеих сторон в июле 1956 года правительство А.Насера заявило о национализации Суэцкого канала. Канал имел стратегическое значение не только для Великобритании, но и для международного судоходства в целом, поэтому действия Египта вызвали резкую реакцию многих стран.
В октябре 1956 г. во французском Севре были подписаны секретные англо-франко-израильское соглашения, фактически представлявшие собой согласованный план военной кампании против Египта. Англия и Франция должны были поддержать атаку Израиля как дипломатическими, так и военными средствами.
29 октября израильские войска неожиданно для египтян перешли в наступление на Синайском полуострове. Ссылаясь на необходимость обеспечения беспрепятственного судоходства, Англия и Франция предъявили ультиматум, потребовав отвода всех войск из зоны канала. Фактически это был односторонний ультиматум в отношении Египта — израильских войск в этом районе еще не было. Отказ Египта выполнить это требование стал формальным основанием для вступления европейских держав в войну.
Силы сторон
Общая численность британских войск в районе боевых действий составляла около 45 тысяч человек: пехотная дивизия, бронетанковая дивизия, три пехотные бригады (в т.ч. 3 Commando Brigade, в состав которой входили 40, 42 и 45 батальоны Королевской морской пехоты) и парашютный полк, два отдельных танковых полка, две армейские артиллерийские группы, отдельный полк бронеавтомобилей, шесть отдельных артиллерийских полков и три отдельных пехотных батальона. Надо отметить, Великобритания испытала определенные сложности при формировании группировки – многие части быстрого реагирования были заняты в операциях на Кипре, в Индокитае. Командовал войсками британский генерал Чарльз Кейтли.
Французские войска состояли из механизированной и воздушно-десантной дивизий, отдельной парашютной бригады и отдельного танкового полка – общая численность более 20 тыс. человек.
Египетское правительство, осознавая растущую напряженность в регионе, провело ряд мероприятий по подготовке к войне в том числе, частичную мобилизацию населения. В результате численность египетской армии составила 140 тысяч человек (без учета бойцов национальной гвардии и добровольцев, которых насчитывалось около 100 тысяч).
Однако поскольку египетское командование основное внимание уделяло противостоянию с Израилем на Синайском полуострове и считало высадку десанта в районе Порт-Саида маловероятной, оборона на данном участке была подготовлена не лучшим образом. Англо-французские войска превосходили по численности противостоящие им силы в несколько раз.
Еще более очевидным было превосходство союзников на море и в воздухе.
В объединенном англо-французском флоте насчитывалось более 130 кораблей и судов, в том числе 7 авианосцев, 3 легких крейсера, 13 эсминцев, 14 сторожевых кораблей, 6 подводных лодок, 11 десантных кораблей, 8 тральщиков, 60 транспортов и других кораблей и судов. ВМС выглядели значительно скромнее.
В объединенных англо-французских военно-воздушных силах насчитывался 751 самолет (включая транспортные). При этом из 128 самолетов, имевшихся в египетских ВВС, только 30 истребителей и 12 бомбардировщиков были боеспособными.
Вооружение и техника
Следует отметить, что обеими сторонами использовались как старые образцы, проверенные Второй Мировой, так и послевоенные разработки. С этой точки зрения конфликт относится к войнам «переходного периода».
Так, например, египтяне использовали знаменитое стрелковое оружие Второй мировой — немецкие винтовки «Маузер» К98k и британские «Ли-Энфилд» MkI. Последняя также применялась англичанами, равно как и призванная заменить ее не менее известная винтовка FN FAL – L1A1.
Значительная часть автоматического оружия также сохранилось со времен большой войны – английский пистолет-пулемет «СТЭН» (использовался как британцами, так и израильтянами), пулемет Bren, модификации M1919 Browning. 303 и M1918 Browning Automatic Rifle (использовались обеими сторонами конфликта). При этом на вооружении армии Египта стояла копия 9-мм шведского пистолета-пулемета М45 «Карл-Густав», разработанного в самом конце войны.
Больше «новинок» было среди техники.
Египтяне получили от Советского Союза не только проверенные временем танки Т-34-85, ИС-3 и 100-мм самоходки СУ-100, но и новые бронетранспортеры БТР-152. Также у них имелось значительное количество старых «Шерманов» (как и у Армии Обороны Израиля).
Англичане и французы использовали послевоенные разработки — танки Centurion и M47 Patton соответственно.
ВВС Египта были укомплектованы как реактивными самолетами 1940-х г.г. (например, британскими Meteor F4), так и поршневыми моделями. С 1955 года на вооружение стали поступать новейшие советские реактивные истребители МиГ-15бис и МиГ-17, а также бомбардировщики Ил-28, но они не были в достаточной степени освоены. Характерно, что, по некоторым сведениям, схожие проблемы (хотя и в значительно меньшей степени) испытывали Королевские военно-воздушные силы в отношении новейших бомбардировщиков Vickers Valiant и English Electric Canberra.
Новым, хотя уже испытанным британцами в Индокитае и на Кипре, оружием стали вертолеты — Бристоль «Сикамор» (Bristol Sycamore) и Уэстленд «Уэрлуинд» (Westland Whirlwind).
В ходе операции впервые были применены в боевых условиях противотанковые ракетные комплексы (французские Nord SS.10) – оружие, которые в последующие годы существенно изменит принципы противотанковой обороны.
Ход военных действий
31 октября военно-морская группировка выдвинулась с мальтийской базы по направлению к Египту. Королевские ВВС приступили к нанесению ударов по наземным объектам – в первую очередь по аэродромам, уничтожив значительную часть египетской авиации на земле (чему немало способствовало легкомысленное поведение противника — самолеты не были перебазированы с уязвимых для атак союзников аэродромов вглубь страны).
В тот же день в Красном море британский крейсер (HMS «Newfoundland») при поддержке эсминца (HMS Diana) потопил египетский фрегат «Домиат».
Союзники готовились к наземной операции.
В качестве одного из возможных вариантов высадки рассматривалась Александрия (, но, во-первых, в этом районе было сосредоточено большее количество египетских войск, во-вторых, штурм большого города вызвал бы массу проблем, включая неизбежные жертвы среди мирного населения. Также в итоге отказались от высадки со стороны Красного моря – в Суэце.
В итоге в качестве цели британского десанта был определен Порт-Саид. Французы в это же время атаковали находившийся на противоположном берегу канала Порт-Фуад.
Надо сказать, во многих отношениях, это было идеальное место для высадки. Во-первых, район был доступен для действий авиации и флота со стороны Средиземного моря (в отличие от Суэца), во-вторых, он представляет собой изолированный плацдарм, который соединяется с материком узким перешейком, захват которого отрезал город от остальной части Египта.
Захват этого важного порта позволял начать наступление вдоль канала на юг – на Исмаилию и Суэц.
Командующим десантом был назначен генерал-лейтенант сэр Хью Стокуэлл.
В 4:44 утра 5 ноября, шестьсот бойцов 3 батальона парашютного полка высадились к западу от Порт-Саида и с боем заняли аэродром Эль Гамил.
Позже французские парашютисты на юге захватили мост, отрезав путь для подхода подкреплений.
Незадолго до этого из Лондона были получены указания, заставившие внести коррективы в план операции – правительство опасалось (вполне обоснованно, как выяснилось позже) международного резонанса. Во-первых, запрещалось использовать орудия калибром более 4,5 дюймов. На практике это исключало из игры главный калибр французского линкора «Jean Bart» (восемь 380-мм орудий). Во-вторых, запрещалась предварительная бомбардировка города как таковая. Впрочем, на месте командование решило, что «предварительная бомбардировка» — это одно, а «огневая поддержка десанта» — это совсем другое, поэтому на рассвете 6 ноября корабли Королевского ВМФ обстреляли Порт-Саид. Не сидела сложа руки и корабельная авиация, которая всего за день произвела около 400 самолето-вылетов для поддержки десанта.
Основной десант
На рассвете 6 ноября под прикрытием орудий ВМС началась высадка десанта, основу которого составили бойцы 3 Бригады Коммандо – 40, 42 и 45 батальоны Королевской Морской пехоты под командованием бригадного генерала Реджинальда Мэдока (Reginald Madoc).
Им противостояли располагавшиеся в городе три батальона резервистов и около 600 бойцов национальной гвардии под командованием бригадного генерала Салаха-эд-Дина Могюя. Помимо прочего, египтяне располагали четырьмя советскими самоходными установками СУ-100.
Бойцов 40 и 42 коммандо доставили к берегу гусеничные амфибийные десантные машины LVT и десантные катера LCA. Вместе с ними высадились танкисты 6-го Королевского танкового полка и несколько связистов Королевских ВВС, что позволило существенно повысить эффективность авиации (отсутствие таких «специалистов» при высадке 45 CDO привело к нанесению авиаудара по своим, в результате которого один боец погиб и пятнадцать были ранены).
Египтяне попытались оказать сопротивление, завязались уличные бои. В городе начались пожары, от которых пострадало много мирных жителей. Над Порт-Саидом поднялся густой черный дым — горели нефтехранилища.
40 Commando продвигался вдоль гавани, а 42 Commando в сопровождении одного танка прошли через центр города до железнодорожного вокзала и британского консульства, чтобы спасти британского консула.
Морские пехотинцы подавляли огневые точки противника при поддержке авиации и танков.
40 батальон встретил особенно ожесточенное сопротивление в Navy House — его удалось захватить только после артиллерийского обстрела и авианалета, которые разрушили большую часть здания.
45 Commando высаживались с воздуха – и это был первый случай морского десанта с применением вертолетов в боевых условиях. 21 вертолет стартовал с борта авианосцев HMS «Ocean» и HMS «Theseus». В течение полутора часов на берег доставили более 400 морских пехотинцев и около 25 тонн боеприпасов и амуниции. Высадка производилась непосредственно в зону боевых действий, более того, группа бойцов во главе с командиром батальона подполковником Тэйлором высадилась на территории, контролируемой египтянами, и вынуждена было поспешно отойти. Вертолеты сделали несколько рейсов, на обратном пути забирая раненых пехотинцев.
К полудню десант добился всех основных целей, хотя боевые действия еще продолжались в центре города в течение большей части дня.
Генерал Могюй сдался в плен, однако это не сильно изменило характер боевых действий – к тому времени египетская оборона представляла собой отдельные неорганизованные очаги сопротивления.
Конец операции «Мушкетер»
К исходу 6 ноября англо-французские войска полностью контролировали Порт-Саид.
В соответствии с разработанным планом, союзники незамедлительно приступили к накоплению сил на захваченном плацдарме. На берег было высажено до 25 тыс. человек, выгружено 76 танков, 100 бронемашин и свыше 50 орудий крупного калибра.
Однако командование решило продолжить наступление, не дожидаясь, окончания высадки – этому способствовала, во-первых, поступающая информация о возможном приостановлении операции, во-вторых, отсутствие сколько-нибудь упорного и организованного сопротивления со стороны противника.
Бойцы 2-го батальона Парашютного полка при поддержке бронетехники начали продвижение вдоль канала на юг – по направлению к Исмаилии.
Тем временем международная обстановка складывалась не в пользу союзников. На стороне Египта выступили страны соцлагеря во главе с Советским Союзом и Лига Арабских государств. Даже США заявили о необходимости прекращения наступления союзников. Незамедлительного вывода войск потребовал Совет Безопасности ООН. Великобритания и Франция оказались в международной изоляции. Их войска могли продолжать наступление и занять всю зону канала в течение суток, но это только усугубило бы ситуацию. В итоге вечером 6 ноября было заключено соглашение о перемирии.
7 ноября 1956 Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за формирование международных сил для контроля за выводом войск Англии, Франции и Израиля с египетской территории. 15 ноября в Египет прибыли первые подразделения этих сил.
К 22 декабря войска союзников покинули Порт-Саид.
В ходе операции англичане потеряли 16 человек убитыми, французы – 10. Потери Королевской морской пехоты составили 10 бойцов убитыми и 60 ранеными. Вот список погибших:
Рядовой Lorin Dudhill – 40 Commando
Рядовой Ronald John Fudge — 40 Commando
Лейтенант Peter M. McCarthy — 40 Commando
Лейтенант Edward A. Ufton — 40 Commando
Сержант Donald Dennis — 42 Commando
Рядовой David Howard — 42 Commando
Рядовой Bernard J. Price — 42 Commando
Рядовой Brian J. Short — 42 Commando
Рядовой Michael John Fowler — 45 Commando
Рядовой Cyril Edward Goodfellow — 45 Commando
Потери египтян точно установить затруднительно, но измерялись они сотнями убитых и раненых.
Шестеро морских пехотинцев были награждены за проявленную в ходе операции храбрость.
Итоги
Не самый масштабный по меркам 20 века конфликт имел весьма важные и многообразные последствия для международной обстановки, определив или, во всяком случае, скорректировав приоритеты внешней политики Великобритании, Франции, Египта и других арабских стран, Израиля, СССР, США на годы вперед. Сами эти последствия заслуживают отдельного (причем весьма обстоятельного) исследования. Здесь ограничимся кратким выводом: результатом событий 1956 г. стало окончательное осознание того, что в мире есть две супердержавы, а остальные страны могут проводить свою внешнюю политику только с их одобрения или, по крайней мере, молчаливого согласия.
Многими специалистами высказываются весьма критичные оценки деятельности союзников в период Суэцкого кризиса. Генри Киссинджер, весьма подробно описавший все обстоятельства вторжения в Порт-Саид, писал: «Британско-французская экспедиция была из рук вон плохо продумана и по-любительски осуществлена; будучи запланирована от отчаяния… она была обречена на неудачу. Соединенные Штаты никогда не поддержали бы столь ущербное по сути предприятие». Джордж Фрост Кеннан назвал операцию «плохо продуманной и жалкой акцией».
Однако следует понимать, что такие высказывания характеризуют, действия союзников с геополитической точки зрения. В военном отношении оценка операции «Мушкетер» должна быть совсем иной. На ней и остановимся подробнее. Итак, что же показали боевые действия?
В ходе Второй мировой войны союзники неоднократно практиковали высадку морского десанта на территории противника. Эти операции можно условно разделить на две группы: действия на «подготовленной территории», непосредственно в порту (например, рейд на Дьепп 1942 г., Новороссийская десантная операция 1943 г.) и высадки на «дикий берег». Плюсы первого варианта очевидны: порт – это удобная точка для подхода судов и высадки как первой волны десанта, так и подкреплений. Однако при этом приходится иметь дело с хорошо подготовленной противодесантной обороной: минные и подводные заграждения, береговые укрепления, заранее подготовленных огневых точек.
В ходе операции «Мушкетер» эти обстоятельства были успешно преодолены благодаря следующим факторам:
1. первое и, пожалуй, самое важное: союзники успешно решили задачу создания превосходства в силах и средствах на ключевых направлениях атаки. Формально египтяне располагали достаточно многочисленной армией и относительно современным вооружением, но на практике в нужное время и в нужном месте противопоставить англо-французскому десанту оказалось почти нечего.
2. как один из аспектов первого пункта нужно особо отметить полное превосходство союзников на море и в воздухе. Налеты авиации и удары корабельной артиллерии не только нанесли египетским войскам серьезные потери, но также деморализовали противника. Ряд важных пунктов был оставлен египтянами только потому, что там, на открытой местности, они были практически беззащитны перед ударами с воздуха. Отойдя в городские кварталы, где действия авиации были затруднены, они смогли оказать сопротивление десанту, но сопротивление это было безнадежным, в значительной степени как раз потому, что оставленные ранее ключевые точки на подступах к городу уже были заняты британцами и французами.
3. в рамках операции «Мушкетер» была успешно реализована «концепция вертикального охвата», в соответствии с которой в тактическую глубину обороны высаживался десант, который захватывал наиболее важные объекты и наносил неожиданные удары по противнику. В данном случае этот тактический метод был дополнен новым техническим средством — высадкой с вертолетов. В целом, вертолетный десант показал себя с хорошей стороны, хотя некоторые сложности стали основой для серьезных выводов — например о необходимости разработки вертолетов, более пригодных для высадки десанта в зону боевых действий, в том числе, обладающих большей грузоподъемностью.
4. не умаляя заслуг десанта, нельзя не отметить неудовлетворительную готовность египетской армии по целому ряду аспектов. Кроме того, разгром основанных сил на Синайском полуострове армией Израиля и постоянные атаки авиации союзников практически деморализовали египтян.
5. имеется противоречивая информация о том, насколько тщательно и грамотно была организована подготовка войск к операции. С одной стороны, был проведен ряд учений, в том числе, в Средиземноморье, в обстановке, приближенной к боевой. В то же время, например, 6-й танковый полк успел провести всего один полноценный тренировочный день на полигоне перед отправкой из Англии. Как бы то ни было, конфликт показал полное превосходство союзников как в стратегической и тактической подготовке командования, так и в технической готовности бойцов.
Говоря о недоработках британского командования, часто обращают внимание на долгую подготовку к операции — складывалось впечатление, что войска и техника доставлялись к берегам Египта очень долго (особенно если смотреть на этот процесс со стороны). Благодатную почву для обвинений составили обстоятельства, при которых прекратилось наступление – казалось, для полного захвата канала войскам не хватило всего нескольких часов (другой вопрос – какую бы выгоду смогли извлечь из этого союзники в условиях давления со стороны международного сообщества).
Оперативное развертывание сил для проведения крупной операции в отдаленном регионе – это мероприятие, которое нелегко выполнить, зато просто критиковать. Однако проблемы с доставкой частей к месту операции сил у британцев действительно имелись. Например, для комплектования техникой того же 6-го Королевского танкового полка потребовалось привлечение гражданских подрядчиков (не хватало армейских водителей и армейского транспорта), что негативно повлияло на скорость и организованность доставки важного и ценного груза.
В результате обстоятельного анализа операции военные руководство Великобритании пришло к выводу о необходимости уделять больше внимания и ресурсов подготовке частей быстрого реагирования, которые можно будет оперативно перебрасывать в любой регион мира для защиты интересов короны.
Закончившись для Великобритании сокрушительным геополитическим поражением, операция «Мушкетер», тем не менее, не дала серьезного повода усомниться в высокой боевой эффективности британской армии и флота, в том числе подразделений Королевской морской пехоты. Результаты операции оказали значительное влияние на развитие вооруженных сил Великобритании.
Смотрите также
- Военные операции Royal Marines после Второй Мировой войны
- Коммандос
- Royal Marines в Палестине (1948 г.)
Автор: Volchok