Курс на реформирование Британской армии
«Стратегия национальной безопасности»
Стратегия национальной безопасности Великобритании в концентрированном виде отражает взгляды военно-политического руководства (ВПР) страны на подходы к парированию вызовов и угроз нации в новых геополитических условиях, определяет формы и способы адекватного применения сил и средств, алгоритм межведомственного взаимодействия по всестороннему обеспечению осуществляемых ими действий.
В документе сформулирована политико-правовая основа обеспечения национальной безопасности, которая, по оценкам английских аналитиков, представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативных актов (концептуальных, идеологических, юридических) и методических документов, организационно-технологических и иных мероприятий, а также сопутствующих этим актам и мероприятиям сил и средств. Реализация заложенных в стратегии национальной безопасности планов должна способствовать достижению двух целей: во-первых, обеспечить безопасность Великобритании путем защиты населения, экономики, инфраструктуры, территории и образа жизни от всех рисков, которые могут воздействовать непосредственно; во-вторых, создать условия по поддержанию стабильности в мире посредством снижения вероятности рисков, затрагивающих страну или ее интересы за рубежом, а также эффективного применения инструментов влияния на процесс формирования безопасной глобальной окружающей среды и заблаговременного устранения потенциальных источников угроз.
Основные концептуальные положения стратегии национальной безопасности Великобритании разработаны советом национальной безопасности (СНБ) государства, который в своих оценках делает вывод об отсутствии угрозы нападения извне и одновременно о повышении уязвимости, вызванной достаточно большой открытостью государства в мире. В первую очередь это обусловливается причинно-следственными связями мирового развития, начавшегося по завершении эры «холодной войны», в условиях которого Великобритания сталкивается с большим количеством внешних и внутренних угроз более сложной природы.
СНБ, основываясь на адаптированных положениях, принял набор решений по комплексным задачам национальной безопасности и сформулировал пути их достижения, реализация которых на последующие пять лет будет осуществляться с учетом их важности путем расстановки приоритетов в распределении ресурсов и развитии потенциала государства. При этом в основу положена перманентная способность обеспечения адекватной реакции на основные вызовы посредством сохранения ключевых антитеррористических возможностей по всем направлениям. Предусматривается увеличить эффективность программы обеспечения кибербезопасности, сосредоточить межведомственные усилия в условиях стихийных бедствий, объединить и интегрировать возможности дипломатии, а также силовых ведомств для предотвращения международных военных конфликтов.
Поддержание уровня готовности государства адекватно растущей неопределенности в условиях нетрадиционных вызовов и угроз предполагается обеспечивать посредством всеобъемлющего мониторинга, направленного на определение и предотвращение угроз на этапе их возникновения и недопущения их практической реализации, а также на предупреждение конфликтов и создание локального потенциала для решения всего спектра потенциальных задач. Основы направления обеспечения достаточной эффективности данного положения предусматривают использование широкого спектра силовых инструментов и другие подходы, позволяющие гарантировать обеспечение гибкости по адаптации к изменяющейся структуре будущих угроз, расширить области взаимозависимости Великобритании с союзниками и партнерами в сфере задействования коллективных ресурсов посредством координации и интеграции военного, дипломатического и разведывательного потенциалов. Кроме того, взаимодействие с ключевыми партнерами потребует большей совместимости в сфере использования военного потенциала, технологий и программ с учетом потенциально большего количества специализаций, а также осуществления политики защиты промышленности и технологий, предусматривающей обеспечение независимости их действий в отношении вооруженных сил, включая увеличение объемов закупок и расходов на экспорт.
Одним из основополагающих способов считается комплексный подход к оценке вызовов как на правительственном, так и на международном уровне с последующим определением причин их возникновения на ранней стадии. Важная роль отводится департаменту международного развития, который призван содействовать выполнению программ по сокращению бедности и снижению неустойчивости экономики слаборазвитых стран, что в конечном результате поможет им совместно избежать кризиса или разрешить конфликтную ситуацию.
В качестве одной из эффективных форм действий рассматривается углубление процесса дальнейшего совершенствования международной системы контроля в вопросах хранения химических, биологических, радиологических и ядерных запасов, борьбы с распространением расщепляющихся материалов и недопущения их использования террористическими организациями.
Особым направлением деятельности считается защита интересов Великобритании в границах национальной территории и на международном уровне с целью устранения физических и других видов угроз, исходящих от государственных и негосударственных источников. Реализация планов предусматривает наличие минимально необходимого количества средств ядерного сдерживания, увеличение инвестиций в новые, перспективные технологии, которые будут содействовать наращиванию потенциала силовых структур по решению стоящих перед ними задач. При этом в качестве одного из вероятных способов предлагается постоянный контроль за эскалацией и урегулированием кризисов за пределами национальной территории, включая правовое использование соответствующих структур для силовой поддержки жизненно важных интересов Великобритании и защиты ее заморских территорий. В связи с этим СНБ планирует увеличить возможности по размещению военных и гражданских специалистов в районах потенциальных конфликтов с целью заблаговременного создания благоприятных условий по стабилизации обстановки невоенными средствами в различных регионах мира.
Ключевыми направлениями обеспечения стабильности обстановки внутри страны считаются следующие: повышение безопасности (включая ядерные) критически важных объектов, имеющих ключевое значение; усиление возможностей предвидения и урегулирования кризисов, а также оперативного реагирования на внутренние чрезвычайные ситуации; устойчивая поставка ресурсов и их рациональное распределение.
В стратегии национальной безопасности ВПР Великобритании акцентирует внимание на необходимости учета географического фактора, предполагающего заблаговременное размещение национальных воинских контингентов за пределами своей территории. Вместе с тем подчеркивается, что островное расположение государства позволяет ему занимать важное место в политической и экономической структуре международных отношений, что должно максимально использоваться и реализовываться в содержании и реальных шагах внутренней и внешней политики.
Британское руководство полагает, что в критических ситуациях практическое выполнение концептуальных положений стратегии национальной безопасности, а также разработку механизма принятия решений и алгоритма действий необходимо осуществлять на уровне СНБ с участием главных министров, командования вооруженных сил и руководства специальных служб, что позволит сделать инфраструктуру институтов государственной власти максимально гибкой и дееспособной в условиях кризиса. Кроме того, предполагаемое планирование должно осуществляться с учетом результатов деятельности дипломатических представительств и разведывательных служб, призванных обеспечить руководство страны необходимой информацией для принятия адекватных решений по недопущению реализации угроз.
В области обеспечении национальной безопасности особое место занимают вопросы расширения сфер взаимодействия между правительством, частным сектором и общественностью в целях объединения усилий по противодействию и нейтрализации последствий возможных вызовов и угроз, что будет способствовать быстрому восполнению потерь и оперативному восстановлению работоспособности инфраструктуры государства. Обязательным также считается углубление сотрудничества между военными и гражданскими службами в вопросах стабилизации обстановки в «горячих точках», в основу чего должен быть положен опыт, полученный в Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Ираке и Афганистане.
Руководство Великобритании рассматривает эффективность стратегии национальной безопасности в прямой зависимости от состояния экономической безопасности государства, что влияет на формы и способы, масштабы и содержание мер антитеррористического и антикризисного противодействия, а также на уровень научно-технического прогресса, предопределяющего качество и количество вооружений в национальных силовых структурах.
ВПР страны делает вывод, что для достижения целей, сформулированных в стратегии, обязательным условием является демонстрация военной мощи государства при активном участии в деятельности международных евроатлантических институтов. В связи с этим важными считаются положения, затрагивающие будущее английских ВС, сбалансированные подходы к финансированию оборонного комплекса, обеспечивающего реализацию планов развития ВС, вооружения и подготовки для ведения боевых действий в современных условиях. При этом приоритет отдается поддержанию особых отношений с Соединенными Штатами Америки, активному участию в военно-политической деятельности НАТО и Евросоюза, а также постоянному присутствию в Совете
Безопасности ООН. Особое внимание уделяется необходимости укрепления экспедиционных возможностей ВС, что позволит эффективно действовать на заморских территориях самостоятельно или при участии в операциях коалиционных группировок и совместно с союзниками обеспечить стратегическое присутствие в кризисных районах в любой точке мира.
Влияние данных факторов на национальную безопасность вынуждает англичан радикально пересмотреть содержание принятой ранее стратегии и объединить усилия по повышению ее эффективности в современных условиях. В этой связи содержание стратегии национальной безопасности дополняет «Обзор стратегической обороны и безопасности», в котором определены основные направления военного строительства, а также дальнейшего развития силовых структур с целью повышения их роли в решении задач обеспечения военной безопасности государства в изменяющейся военно-стратегической обстановке.
Основными целями, сформулированными в этом документе, являются: вскрытие, предотвращение, локализация и нейтрализация внешних угроз; создание благоприятных внешних условий существования и развития Великобритании. Комплексное решение данных задач должно обеспечить СНБ страны основания, достаточные для принятия соответствующих мер в рамках обеспечения национальной безопасности, а также определить сферы сосредоточения основных усилий и главенствующие направления внешнеполитического курса государства.
Британское ВПР, анализируя роль военной составляющей в обеспечении безопасности, провело всесторонний анализ состояния и перспектив развития геополитической обстановки, определило вектор направленности усилий и сосредоточения доступных ресурсов, приоритеты внутренней и внешней политики, классифицировало риски, конкретизировало цели, стоящие перед страной до 2020 года, и обозначило пути их достижения. Анализ состояния военно-стратегической обстановки, проведенный в стратегии национальной безопасности, показывает, что развязывание крупномасштабных военных агрессий со стороны других государств против Великобритании маловероятно. Тем не менее подчеркивается необходимость поддержания высокого уровня готовности национальных средств сдерживания, в первую очередь ядерного компонента, в том числе путем расширения партнерства с союзниками в данной области. В то же время в документе говорится, что низкая вероятность крупномасштабной войны не означает задействования меньших ресурсов, поскольку непредсказуемость развития обстановки может потребовать подключения всех составляющих потенциала государства.
Основное внимание в обзоре уделено реформированию ВС, способных своей численности, оснащенности их ВВТ и подготовке решать весь комплекс задач по обеспечению безопасности Великобритании в современных условиях, а как силовой инструмент защитить интересы государства, когда другие рычаги воздействия могут оказаться недостаточно эффективными. В документе сформулированы основные задачи английских вооруженных сил, которые в целом сводятся к обеспечению ядерного сдерживания, защите островной части и заморских территорий Великобритании, оказанию поддержки гражданскому сектору в период кризиса.
1 этой связи первостепенное внимание уделено реструктуризации национальных вооруженных сил, в основу которой положены планы совершенствования ядерного потенциала сдерживания, реорганизации видов ВС, поставки в войска перспективных боевых и вспомогательных систем, что, по взглядам британских военных аналитиков, должно обеспечить решение задач предупреждения развязывания конфликтов или достижения в ходе кампаний решающего превосходства над противником.
В соответствии с руководящими принципами обеспечения национальной безопасности центральное место отводится концепции поддержания оптимального состава ядерного арсенала, применение которого предусматривается только в условиях чрезвычайных обстоятельств как мера самообороны, включая защиту союзников по Североатлантическому союзу. В то же время при возникновении реальной угрозы несанкционированного производства и распространения оружия массового поражения и средств его доставки Великобритания оставляет за собой право на пересмотр своей позиции.
Реализация программы сохранения и усиления собственного независимого ядерного потенциала как гаранта безопасности Великобритании намечена в рамках проекта под условным наименованием «Инишиэл Гейт» (Initial Gate), предусматривающего вместо ПЛАРБ типа «Вэнгард», эксплуатационный ресурс которых заканчивается в 2020 году, принять до 2018-го в состав ВМС три-четыре новые атомные подводные лодки с модернизированными баллистическими ракетами «Трайдент» на борту. Кроме того, для решения задач сдерживания предполагается задействовать новые ПЛА типа «Эстьют», имеющие на вооружении КРМБ «Томахок».
По оценкам военных аналитиков, группировка сухопутных войск к 2020 году должна быть в готовности к проведению краткосрочных операций, участию в коалиционных (международных) акциях как на Европейском театре, так и за его пределами, в операциях вмешательства или принуждения к миру и стабилизации, а также к решению задач по ликвидации последствий конфликта. Подчеркивается, что анализ применения воинских контингентов на Балканах, в Афганистане и Ираке позволит провести корректировку направлений их подготовки.
Планами предусматривается реорганизация командной структуры сухопутных войск, формирование пяти многоцелевых бригад численностью около 6 500 военнослужащих каждая, формируемых по модульному принципу, создание военно-стабилизационной группы поддержки для всестороннего консультативного обеспечения деятельности военного штаба и групп гражданских советников, в компетенцию которых входят задачи по нормализации обстановки в районе кризиса или определение необходимости участия в различных конфликтах, которые могут возникнуть в течение следующих десятилетий.
ВМС к 2020 году, по взглядам британского военно-политического руководства, должны быть в состоянии решать задачи непрерывного ядерного сдерживания, морской обороны Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, а также обеспечить постоянное присутствие в приоритетных регионах мира.
Подводный флот будет представлен стратегическими атомными подводными лодками с модернизированными БРПЛ «Трайдент» и семью новыми ПЛА типа «Эстьют».
Основу ударной мощи надводной группировки королевских ВМС к 2020 году составит планируемый к принятию на вооружение авианосец «Королева Елизавета», благодаря долгосрочной перспективе сохранится возможность развертывания авиационных группировок в любой точке мира без использования авиабаз союзников и будет достигнута полная оперативная совместимость с авианосными силами ВМС США и Франции. Кроме того, в составе надводных сил предполагается иметь 19 эскадренных миноносцев и фрегатов, позволяющих гибко реагировать в различных операциях — от полномасштабных боевых действий на море и защиты морских коммуникаций до демонстрации военного присутствия Великобритании или усиления военно-морской группировки региональных партнеров.
Военно-воздушные силы к 2020 году должны быть в состоянии решать задачи ПВО Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, веления всех видов воздушных операций в обычных условиях и в составе экспедиционных авиагруппировок при поддержке наземных операций, осуществлять авиационную поддержку других видов национальных вооруженных сил, а также воздушные переброски в стратегической и тактической глубине. Для решения данных задач в составе авиационного парка английских ВВС к 2020 году планируется иметь многоцелевые боевые самолеты «Тайфун» и F-35, транспортные А.400М (22 единицы), С-17 (семь) и А.330 (14), самолет-разведчик RC-135 и самолет ДРЛО и управления E-3D «Сентри».
Особое внимание военно-политическое руководство Великобритании уделяет поддержанию достаточного уровня готовности передовых операционных баз
в Гибралтаре, на Кипре, группировки британских вооруженных сил в Южной Атлантике на Фолклендских о-вах и о. Вознесения, а также обеспечению регулярного присутствия войск в Южной Георгии, на Южных Сандвичевых о-вах и о. Диего-Гарсия (арх. Чагос, британская территория в Индийском океане). По взглядам западных военных экспертов, это позволит англичанам и их союзникам расширить географические границы развертыванию сил и средств и масштабы их оперативного применения в рамках военных акций в любом районе мира.
В планах ВПР страны ключевое место отводится определению основных направлений в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации существующих и разработке новых образцов вооружений. Эффективности в данной сфере деятельности предполагается достичь посредством сбалансированных оборонных исследований в ключевых областях, а также тесного сотрудничества с США и другими союзниками по Североатлантическому союзу.
В целом мероприятия в рамках концептуальных положений стратегии национальной безопасности позволяют британскому руководству с учетом задач в области военного строительства и долгосрочного планирования определить основные векторы развития национальных ВС до 2020 года, что обеспечит эффективность их действий в рамках всего диапазона возможных операций по защите ключевых интересов страны по всему миру.
Анализ концептуальных положений стратегии национальной безопасности раскрывает содержание и направленность внешнеполитического курса и внутренней политики государства по сохранению и укреплению доминирующих позиций на мировой арене. Проведено категорирование потенциальных вызовов, выработаны подходы, оптимизированы силы и средства для их нейтрализации или ликвидации, сформулированы принципы консолидации усилий по противодействию терроризму, защите коалиционных интересов с привлечением многонациональных группировок, а также политических, экономических и других невоенных инструментов воздействия по стабилизации обстановки. Дальнейшее развитие получила теория определения характера потенциальных угроз и их возможного влияния на безопасность страны, а для их нейтрализации — концепция задействования наряду с политическими силовых методов.
В целом содержание и направленность концептуальных положений стратегии национальной безопасности Великобритании с учетом внесенных изменений полностью согласуются с внешнеполитическим курсом США, НАТО и нацелены на сохранение доминирующих позиций государства на евроатлантическом пространстве и за его пределами.
Источник: Зарубежное военное обозрение №4 2011