Курс на реформирование Британской армии

British union jack «Стратегия национальной безопасности»
Стратегия национальной безопасности Великобритании в концентрированном виде отражает взгляды военно-политического руководства (ВПР) страны на подходы к парированию вызовов и угроз нации в новых геополитических условиях, определяет формы и способы адекватного применения сил и средств, алгоритм межведомственного взаимодействия по всестороннему обеспечению осуществляемых ими действий.

В документе сформулирована политико-правовая основа обеспечения национальной безопасности, которая, по оценкам английских аналитиков, представляет собой совокупность взаимосвязанных нормативных актов (концептуальных, идеологических, юридических) и методических документов, организационно-технологических и иных мероприятий, а также сопутствующих этим актам и мероприятиям сил и средств. Реализация заложенных в стратегии национальной безопасности планов должна способствовать достижению двух целей: во-первых, обеспечить безопасность Великобритании путем защиты населения, экономики, инфраструктуры, территории и образа жизни от всех рисков, которые могут воздействовать непосредственно; во-вторых, создать условия по поддержанию стабильности в мире посредством снижения вероятности рисков, затрагивающих страну или ее интересы за рубежом, а также эффективного применения инструментов влияния на процесс формирования безопасной глобальной окружающей среды и заблаговременного устранения потенциальных источников угроз.

Основные концептуальные положения стратегии национальной безопасности Великобритании разработаны советом национальной безопасности (СНБ) государства, который в своих оценках делает вывод об отсутствии угрозы нападения извне и одновременно о повышении уязвимости, вызванной достаточно большой открытостью государства в мире. В первую очередь это обусловливается причинно-следственными связями мирового развития, начавшегося по завершении эры «холодной войны», в условиях которого Великобритания сталкивается с большим количеством внешних и внутренних угроз более сложной природы.

СНБ, основываясь на адаптированных положениях, принял набор решений по комплексным задачам национальной безопасности и сформулировал пути их достижения, реализация которых на последующие пять лет будет осуществляться с учетом их важности путем расстановки приоритетов в распределении ресурсов и развитии потенциала государства. При этом в основу положена перманентная способность обеспечения адекватной реакции на основные вызовы посредством сохранения ключевых антитеррористических возможностей по всем направлениям. Предусматривается увеличить эффективность программы обеспечения кибербезопасности, сосредоточить межведомственные усилия в условиях стихийных бедствий, объединить и интегрировать возможности дипломатии, а также силовых ведомств для предотвращения международных военных конфликтов.

Поддержание уровня готовности государства адекватно растущей неопределенности в условиях нетрадиционных вызовов и угроз предполагается обеспечивать посредством всеобъемлющего мониторинга, направленного на определение и предотвращение угроз на этапе их возникновения и недопущения их практической реализации, а также на предупреждение конфликтов и создание локального потенциала для решения всего спектра потенциальных задач. Основы направления обеспечения достаточной эффективности данного положения предусматривают использование широкого спектра силовых инструментов и другие подходы, позволяющие гарантировать обеспечение гибкости по адаптации к изменяющейся структуре будущих угроз, расширить области взаимозависимости Великобритании с союзниками и партнерами в сфере задействования коллективных ресурсов посредством координации и интеграции военного, дипломатического и разведывательного потенциалов. Кроме того, взаимодействие с ключевыми партнерами потребует большей совместимости в сфере использования военного потенциала, технологий и программ с учетом потенциально большего количества специализаций, а также осуществления политики защиты промышленности и технологий, предусматривающей обеспечение независимости их действий в отношении вооруженных сил, включая увеличение объемов закупок и расходов на экспорт.

Одним из основополагающих способов считается комплексный подход к оценке вызовов как на правительственном, так и на международном уровне с последующим определением причин их возникновения на ранней стадии. Важная роль отводится департаменту международного развития, который призван содействовать выполнению программ по сокращению бедности и снижению неустойчивости экономики слаборазвитых стран, что в конечном результате поможет им совместно избежать кризиса или разрешить конфликтную ситуацию.

В качестве одной из эффективных форм действий рассматривается углубление процесса дальнейшего совершенствования международной системы контроля в вопросах хранения химических, биологических, радиологических и ядерных запасов, борьбы с распространением расщепляющихся материалов и недопущения их использования террористическими организациями.

Особым направлением деятельности считается защита интересов Великобритании в границах национальной территории и на международном уровне с целью устранения физических и других видов угроз, исходящих от государственных и негосударственных источников. Реализация планов предусматривает наличие минимально необходимого количества средств ядерного сдерживания, увеличение инвестиций в новые, перспективные технологии, которые будут содействовать наращиванию потенциала силовых структур по решению стоящих перед ними задач. При этом в качестве одного из вероятных способов предлагается постоянный контроль за эскалацией и урегулированием кризисов за пределами национальной территории, включая правовое использование соответствующих структур для силовой поддержки жизненно важных интересов Великобритании и защиты ее заморских территорий. В связи с этим СНБ планирует увеличить возможности по размещению военных и гражданских специалистов в районах потенциальных конфликтов с целью заблаговременного создания благоприятных условий по стабилизации обстановки невоенными средствами в различных регионах мира.

Ключевыми направлениями обеспечения стабильности обстановки внутри страны считаются следующие: повышение безопасности (включая ядерные) критически важных объектов, имеющих ключевое значение; усиление возможностей предвидения и урегулирования кризисов, а также оперативного реагирования на внутренние чрезвычайные ситуации; устойчивая поставка ресурсов и их рациональное распределение.

В стратегии национальной безопасности ВПР Великобритании акцентирует внимание на необходимости учета географического фактора, предполагающего заблаговременное размещение национальных воинских контингентов за пределами своей территории. Вместе с тем подчеркивается, что островное расположение государства позволяет ему занимать важное место в политической и экономической структуре международных отношений, что должно максимально использоваться и реализовываться в содержании и реальных шагах внутренней и внешней политики.

Британское руководство полагает, что в критических ситуациях практическое выполнение концептуальных положений стратегии национальной безопасности, а также разработку механизма принятия решений и алгоритма действий необходимо осуществлять на уровне СНБ с участием главных министров, командования вооруженных сил и руководства специальных служб, что позволит сделать инфраструктуру институтов государственной власти максимально гибкой и дееспособной в условиях кризиса. Кроме того, предполагаемое планирование должно осуществляться с учетом результатов деятельности дипломатических представительств и разведывательных служб, призванных обеспечить руководство страны необходимой информацией для принятия адекватных решений по недопущению реализации угроз.

В области обеспечении национальной безопасности особое место занимают вопросы расширения сфер взаимодействия между правительством, частным сектором и общественностью в целях объединения усилий по противодействию и нейтрализации последствий возможных вызовов и угроз, что будет способствовать быстрому восполнению потерь и оперативному восстановлению работоспособности инфраструктуры государства. Обязательным также считается углубление сотрудничества между военными и гражданскими службами в вопросах стабилизации обстановки в «горячих точках», в основу чего должен быть положен опыт, полученный в Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Ираке и Афганистане.

Руководство Великобритании рассматривает эффективность стратегии национальной безопасности в прямой зависимости от состояния экономической безопасности государства, что влияет на формы и способы, масштабы и содержание мер антитеррористического и антикризисного противодействия, а также на уровень научно-технического прогресса, предопределяющего качество и количество вооружений в национальных силовых структурах.

ВПР страны делает вывод, что для достижения целей, сформулированных в стратегии, обязательным условием является демонстрация военной мощи государства при активном участии в деятельности международных евроатлантических институтов. В связи с этим важными считаются положения, затрагивающие будущее английских ВС, сбалансированные подходы к финансированию оборонного комплекса, обеспечивающего реализацию планов развития ВС, вооружения и подготовки для ведения боевых действий в современных условиях. При этом приоритет отдается поддержанию особых отношений с Соединенными Штатами Америки, активному участию в военно-политической деятельности НАТО и Евросоюза, а также постоянному присутствию в Совете
Безопасности ООН. Особое внимание уделяется необходимости укрепления экспедиционных возможностей ВС, что позволит эффективно действовать на заморских территориях самостоятельно или при участии в операциях коалиционных группировок и совместно с союзниками обеспечить стратегическое присутствие в кризисных районах в любой точке мира.

Влияние данных факторов на национальную безопасность вынуждает англичан радикально пересмотреть содержание принятой ранее стратегии и объединить усилия по повышению ее эффективности в современных условиях. В этой связи содержание стратегии национальной безопасности дополняет «Обзор стратегической обороны и безопасности», в котором определены основные направления военного строительства, а также дальнейшего развития силовых структур с целью повышения их роли в решении задач обеспечения военной безопасности государства в изменяющейся военно-стратегической обстановке.

Основными целями, сформулированными в этом документе, являются: вскрытие, предотвращение, локализация и нейтрализация внешних угроз; создание благоприятных внешних условий существования и развития Великобритании. Комплексное решение данных задач должно обеспечить СНБ страны основания, достаточные для принятия соответствующих мер в рамках обеспечения национальной безопасности, а также определить сферы сосредоточения основных усилий и главенствующие направления внешнеполитического курса государства.

Британское ВПР, анализируя роль военной составляющей в обеспечении безопасности, провело всесторонний анализ состояния и перспектив развития геополитической обстановки, определило вектор направленности усилий и сосредоточения доступных ресурсов, приоритеты внутренней и внешней политики, классифицировало риски, конкретизировало цели, стоящие перед страной до 2020 года, и обозначило пути их достижения. Анализ состояния военно-стратегической обстановки, проведенный в стратегии национальной безопасности, показывает, что развязывание крупномасштабных военных агрессий со стороны других государств против Великобритании маловероятно. Тем не менее подчеркивается необходимость поддержания высокого уровня готовности национальных средств сдерживания, в первую очередь ядерного компонента, в том числе путем расширения партнерства с союзниками в данной области. В то же время в документе говорится, что низкая вероятность крупномасштабной войны не означает задействования меньших ресурсов, поскольку непредсказуемость развития обстановки может потребовать подключения всех составляющих потенциала государства.

Основное внимание в обзоре уделено реформированию ВС, способных своей численности, оснащенности их ВВТ и подготовке решать весь комплекс задач по обеспечению безопасности Великобритании в современных условиях, а как силовой инструмент защитить интересы государства, когда другие рычаги воздействия могут оказаться недостаточно эффективными. В документе сформулированы основные задачи английских вооруженных сил, которые в целом сводятся к обеспечению ядерного сдерживания, защите островной части и заморских территорий Великобритании, оказанию поддержки гражданскому сектору в период кризиса.

1 этой связи первостепенное внимание уделено реструктуризации национальных вооруженных сил, в основу которой положены планы совершенствования ядерного потенциала сдерживания, реорганизации видов ВС, поставки в войска перспективных боевых и вспомогательных систем, что, по взглядам британских военных аналитиков, должно обеспечить решение задач предупреждения развязывания конфликтов или достижения в ходе кампаний решающего превосходства над противником.

В соответствии с руководящими принципами обеспечения национальной безопасности центральное место отводится концепции поддержания оптимального состава ядерного арсенала, применение которого предусматривается только в условиях чрезвычайных обстоятельств как мера самообороны, включая защиту союзников по Североатлантическому союзу. В то же время при возникновении реальной угрозы несанкционированного производства и распространения оружия массового поражения и средств его доставки Великобритания оставляет за собой право на пересмотр своей позиции.
 Реализация программы сохранения и усиления собственного независимого ядерного потенциала как гаранта безопасности Великобритании намечена в рамках проекта под условным наименованием «Инишиэл Гейт» (Initial Gate), предусматривающего вместо ПЛАРБ типа «Вэнгард», эксплуатационный ресурс которых заканчивается в 2020 году, принять до 2018-го в состав ВМС три-четыре новые атомные подводные лодки с модернизированными баллистическими ракетами «Трайдент» на борту. Кроме того, для решения задач сдерживания предполагается задействовать новые ПЛА типа «Эстьют», имеющие на вооружении КРМБ «Томахок».

Британская ядерная подводная лодка

По оценкам военных аналитиков, группировка сухопутных войск к 2020 году должна быть в готовности к проведению краткосрочных операций, участию в коалиционных (международных) акциях как на Европейском театре, так и за его пределами, в операциях вмешательства или принуждения к миру и стабилизации, а также к решению задач по ликвидации последствий конфликта. Подчеркивается, что анализ применения воинских контингентов на Балканах, в Афганистане и Ираке позволит провести корректировку направлений их подготовки.

Планами предусматривается реорганизация командной структуры сухопутных войск, формирование пяти многоцелевых бригад численностью около 6 500 военнослужащих каждая, формируемых по модульному принципу, создание военно-стабилизационной группы поддержки для всестороннего консультативного обеспечения деятельности военного штаба и групп гражданских советников, в компетенцию которых входят задачи по нормализации обстановки в районе кризиса или определение необходимости участия в различных конфликтах, которые могут возникнуть в течение следующих десятилетий.

ВМС к 2020 году, по взглядам британского военно-политического руководства, должны быть в состоянии решать задачи непрерывного ядерного сдерживания, морской обороны Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, а также обеспечить постоянное присутствие в приоритетных регионах мира.

Подводный флот будет представлен стратегическими атомными подводными лодками с модернизированными БРПЛ «Трайдент» и семью новыми ПЛА типа «Эстьют».

 Основу ударной мощи надводной группировки королевских ВМС к 2020 году составит планируемый к принятию на вооружение авианосец «Королева Елизавета», благодаря долгосрочной перспективе сохранится возможность развертывания авиационных группировок в любой точке мира без использования авиабаз союзников и будет достигнута полная оперативная совместимость с авианосными силами ВМС США и Франции. Кроме того, в составе надводных сил предполагается иметь 19 эскадренных миноносцев и фрегатов, позволяющих гибко реагировать в различных операциях — от полномасштабных боевых действий на море и защиты морских коммуникаций до демонстрации военного присутствия Великобритании или усиления военно-морской группировки региональных партнеров.

Британские самолеты ZD461Военно-воздушные силы к 2020 году должны быть в состоянии решать задачи ПВО Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, веления всех видов воздушных операций в обычных условиях и в составе экспедиционных авиагруппировок при поддержке наземных операций, осуществлять авиационную поддержку других видов национальных вооруженных сил, а также воздушные переброски в стратегической и тактической глубине. Для решения данных задач в составе авиационного парка английских ВВС к 2020 году планируется иметь многоцелевые боевые самолеты «Тайфун» и F-35, транспортные А.400М (22 единицы), С-17 (семь) и А.330 (14), самолет-разведчик RC-135 и самолет ДРЛО и управления E-3D «Сентри».

Особое внимание военно-политическое руководство Великобритании уделяет поддержанию достаточного уровня готовности передовых операционных баз
в Гибралтаре, на Кипре, группировки британских вооруженных сил в Южной Атлантике на Фолклендских о-вах и о. Вознесения, а также обеспечению регулярного присутствия войск в Южной Георгии, на Южных Сандвичевых о-вах и о. Диего-Гарсия (арх. Чагос, британская территория в Индийском океане). По взглядам западных военных экспертов, это позволит англичанам и их союзникам расширить географические границы развертыванию сил и средств и масштабы их оперативного применения в рамках военных акций в любом районе мира.

В планах ВПР страны ключевое место отводится определению основных направлений в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации существующих и разработке новых образцов вооружений. Эффективности в данной сфере деятельности предполагается достичь посредством сбалансированных оборонных исследований в ключевых областях, а также тесного сотрудничества с США и другими союзниками по Североатлантическому союзу.

В целом мероприятия в рамках концептуальных положений стратегии национальной безопасности позволяют британскому руководству с учетом задач в области военного строительства и долгосрочного планирования определить основные векторы развития национальных ВС до 2020 года, что обеспечит эффективность их действий в рамках всего диапазона возможных операций по защите ключевых интересов страны по всему миру.

Анализ концептуальных положений стратегии национальной безопасности раскрывает содержание и направленность внешнеполитического курса и внутренней политики государства по сохранению и укреплению доминирующих позиций на мировой арене. Проведено категорирование потенциальных вызовов, выработаны подходы, оптимизированы силы и средства для их нейтрализации или ликвидации, сформулированы принципы консолидации усилий по противодействию терроризму, защите коалиционных интересов с привлечением многонациональных группировок, а также политических, экономических и других невоенных инструментов воздействия по стабилизации обстановки. Дальнейшее развитие получила теория определения характера потенциальных угроз и их возможного влияния на безопасность страны, а для их нейтрализации — концепция задействования наряду с политическими силовых методов.

В целом содержание и направленность концептуальных положений стратегии национальной безопасности Великобритании с учетом внесенных изменений полностью согласуются с внешнеполитическим курсом США, НАТО и нацелены на сохранение доминирующих позиций государства на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

Источник: Зарубежное военное обозрение №4 2011

29.04.2011

tag-green Великобритания

TOP