Операция "Юбилей" - рейд на Дьепп
- Содержание:
- Планирование и подготовка операции
- Ход операции
- Итоги рейда
- Вместо заключения
- Смотрите также
Предшественник 40 батальона Королевской морской пехоты – Royal Marines «A» Commando – был сформирован из добровольцев в феврале 1942 года. Подразделение базировалось в городке Дил, недалеко от Дувра, графство Кент.
В августе того же года около 370 морских пехотинцев в составе союзного десанта приняли участие в операции «Юбилей», ставшей известной как Рейд на Дьепп.
Планирование и подготовка операции
Условия подготовки рейда столь сложны и многообразны, что, несомненно, заслуживают отдельного исследования, причем в высшей степени обстоятельного. Отметим только симптоматичный факт неоднократного изменения плана операции, сроков ее проведения, численности и состава десанта. По крайней мере, дважды (в т.ч. по инициативе Бернарда Монтгомери) ставился вопрос о полной отмене рейда.
В результате был составлен план, предусматривающий внезапную высадку десанта, перед которым были поставлены задачи захвата и временного удержания порта, уничтожения оборонительных сооружений и объектов инфраструктуры противника, захвата средств транспорта, документации, освобождение пленных.
При этом непосредственная подготовка подразделений с учетом особенностей предстоящей операции проводилась достаточно основательно.
Несоответствие локальных и подчас недостаточно определенных задач глобальному планированию операции и масштабному задействованию средств союзников представляется вполне очевидным (особенно, если сравнить, например, с рейдом на Сен-Назер).
В рейде на Дьепп были задействованы следующие силы:
— 4963 бойцов из состава 2-й Канадской дивизии (Южно-Саскачеванский полк, Личный Королевский полк Горцев Камерона, Королевский Канадский полк, Королевская Легкая Пехота Гамильтона, Эссекские Шотландцы)
— 1075 британских пехотинцев, (армейские части 3 и 4 Commando и собственно Group A Королевской морской пехоты)
— 50 Американских рейнджеров
— сводный отряд союзников — 18 коммандос
— 30 канадских танков «Черчилль» из состава 14-го Танкового полка
— 7 бронемашин «Динго»
— гусеничный транспортер «Брен».
Военно-морские силы состояли из 200 десантных судов, 8 эсминцев и 19 вспомогательных судов.
Авиационную поддержку оказывали 8 канадских и около 60 британских эскадрилий истребителей и 7 эскадрилий бомбардировщиков.
Общее командование высадкой осуществлял генерал-майор Д.Х.Робертс.
Согласно плану операции союзники должны были атаковать побережье в пяти различных точках.
3 и 4 Commando должны были уничтожить береговые батареи, прикрывавшие порт с флангов (в Варгенвиле и Берневале). Затем непосредственно в черте города высаживались основные силы — в первую очередь канадские части. При поддержке танков они должны были приступить к решению основных задач операции. Британским морским пехотинцам отводилась роль ближайшего резерва — им предстояло высадиться вслед за канадцами, чтобы поддержать их и развить достигнутый успех.
Сколько-нибудь длительного удержания Дьеппа не планировалось, да это, очевидно, было невозможно: если непосредственно побережье в районе операции обороняли около 1500 бойцов Немецкой 302 Пехотной Дивизии и части береговой охраны (в основном резервисты), то в оперативном резерве у противника находились, помимо прочего, 10-я Танковая Дивизия (Амьен — около 50 миль до Дьеппа) и Дивизия СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» — сильно потрепанная в сражениях на Восточном фронте, но при этом завоевавшая репутацию одного из самых боеспособных подразделений Рейха — (район Парижа, менее 100 миль до Дьеппа).
Ход операции
Около трех часов утра 19 августа 1942 первые десантные суда выдвинулись для атаки на фланговые батареи. Здесь будет вполне уместен штамп «с самого начала все пошло не так»: в 03:48 коммандос столкнулись с немецким конвоем, завязалась перестрелка, на берегу была объявлена тревога.
Тем не менее, задачи, поставленные перед 3 и 4 Коммандо, в значительной степени были решены — береговые батареи в Берневалле и Варгенвилле были захвачены или, по крайней мере, лишены возможности вести эффективный огонь по десанту.
В Пурвилле канадцы ошиблись с местом высадки и не смогли эффективно участвовать в атаке.
В 05:20 начался штурм Дьеппа основными силами (Королевская Легкая Пехота Гамильтона и Эссекские Шотландцы) при поддержке танков.
Десанту предстояло приблизиться к берегу под прикрытием дымовой завесы, выйдя из-под дымов, пройти открытую для огня противника часть воды, высадиться на галечный пляж, пересечь его, затем, подняться через дамбу на широкую набережную и вступить в бой на улицах города. При этом прибрежная территория была подготовлена к отражению возможной атаки, в частности, были оборудованы ДОТы с пулеметами и противотанковыми орудиями.
Не вдаваясь в детали высадки, отметим, что сколько-нибудь существенного продвижения десанту добиться не удалось. Канадцы не смогли захватить два мола в порту, с которых простреливалась береговая линия, и как следствие попали под перекрестный огонь с фланга. С учетом того, что эффект неожиданности был утрачен, а в зоне высадки не было практически никаких укрытий, ситуация становилась критической.
Высадка «A» Commando
Согласно первоначальному плану Королевская морская пехота должна была высадиться в очищенном от неприятеля порту с целью уничтожения инфраструктуры противника и, при необходимости, поддержки десанта. Однако, до захвата порта дело не дошло, и командование, понимая, что канадские части испытывают проблемы с продвижением (и, вероятно, не вполне представляя себе масштаб этих проблем) приняло решение ввести в бой резерв – британских морских пехотинцев (примерно в 08:17). Их направили в район «White Beach» для поддержки высадившихся там Essex Scottish.
Однако к этому времени десант, очевидно, был уже обречен.
Пехота понесла (и продолжала нести) потери от огня с укрепленных немецких позиций. Отдельные группы, сумевшие продвинуться вперед, остались без поддержки танков, так как те «Черчилли», которые высадились на берег и не были уничтожены, застряли на узких улицах города. Оценив складывающуюся ситуацию, командир батальона подполковник Джозеф Филлипс, отдал приказ прекратить высадку и отступать. Мы не знаем, вспомнились ли ему в тот момент приписываемые, Артуру Уэлсли Веллингтону слова о том, что главное на войне – знать, когда надо отступить, и не бояться это сделать. Также неизвестно, как оценили маневр британцев прижатые немецким огнем к пляжу канадцы. Мы можем только с высокой степенью уверенности заключить, что отданный подполковником приказ был при данных обстоятельствах единственно верным. Сложно себе представить, что высадка одного батальона могла вернуть инициативу союзникам и переломить ситуацию там, где сколько-нибудь заметных успехов не достигли два полка при поддержке бронетехники.
Собственно, этот приказ стал для командира батальона последним. Он отдавал его, поднявшись в лодке в полный рост и жестикулируя руками в белых перчатках, так чтобы его заметили все бойцы. Печальным, но закономерным результатом такого поступка стало то, что спустя несколько секунд подполковник был смертельно ранен в голову.
Одна лодка, на которой не увидели сигнала подполковника, добралась до берега, но высадившиеся морские пехотинцы не смогли продвинуться дальше прибрежной полосы. Все они погибли или попали в плен. Остальные суда согласно приказу повернули назад. Под плотным огнем с берега и атаками самолетов Люфтваффе, они вернулись и доложили командованию об обстановке в зоне высадки.
После этого генерал Робертс отдал приказ о прекращении высадки и отступлении (11:00).
К 14:00 операция была завершена.
Итоги рейда
Результаты операции для союзников оказались удручающими.
Ни одна из целей не была достигнута. Строго говоря, атака хорошо подготовленной дивизии при поддержке танков, авиации и флота была отражена силами частей береговой охраны без привлечения значительных резервов.
Союзники потеряли более трех с половиной тысяч бойцов убитыми, ранеными и пленными. Потери немецкой стороны — 311 погибших, 280 раненых. Из 370 королевских морских пехотинцев погибли 76.
Неудача постигла в небе над Дьеппом авиацию союзников они потеряли 106 самолетов Люфтваффе — всего 48. При этом немецкая авиация смогла эффективно атаковать суда союзников и десант. В частности, именно в результате воздушной атаки оказался серьезно поврежден британский эсминец HMS Berkeley – команда была вынуждена покинуть корабль, он был затоплен.
Говоря о положительных итогах рейда, обычно упоминают бесценный опыт высадки на побережье, приобретенный союзниками и пригодившийся при подготовке и реализации операции «Оверлорд». Выводы были сделаны как в плане стратегии, так и в плане тактических и технических решений при проведении операций.
Применительно к 40 Commando эти выводы можно применить с оговоркой так как, во-первых, как таковая высадка подразделения не состоялась (практически ни один из вернувшихся в Англию бойцов так и не смог добраться до берега), во-вторых в последующие годы батальон не имел возможности применить навыки десантирования в условиях противодействия противника.
Бойцы Royal Marines в рейде на Дьепп
В ходе эвакуации корабли союзников подобрали в море несколько морских пехотинцев – не имея возможности эвакуироваться на судах, они вплавь покидали берег. При этом многие из них сохранили оружие, причем один боец поднялся на борт со своим пулеметом Bren весом 23 фунта (около 10кг). По воспоминаниям очевидцев, оказавшись на судне, он первым делом потребовал машинное масло с ветошью и, закурив, принялся чистить свое оружие.
Сержант Королевской морской пехоты T. J. Badlan взял на себя управление десантным судном, члены команды которого погибли или были ранены, и под огнем неприятеля увел его от пляжа.
Сложно поверить, но даже в таких обстоятельствах британцы проявляли присущее им особое чувство юмора. По свидетельствам очевидцев, последним сообщением группы бойцов, не имевшей возможности эвакуироваться с берега, было «digging a Channel Tunnel» (копаем туннель под Ла-Маншем) – в действительности они пытались выкопать траншеи на пляже под огнем неприятеля. Один из покидавших берег вплавь, увидев, что проплывавшее мимо судно явно перегружено и не может взять его на борт, уточнил только «Я плыву по направлению к Англии?»
Капитан Роберт Хьютон (Robert Dyer Houghton) был среди тех, кто успел высадиться на берег. Без связи с командованием, без возможности эвакуироваться (десантное судно было уничтожено огнем противника), без возможности продвинуться вперед или хотя бы занять какое-либо надежное укрытие, он с другими пехотинцами продолжал сражаться в течение нескольких часов, однако в итоге оказался в немецком плену (при этом долгое время считался погибшим). Он был освобожден в 1945 году и награжден Военным крестом за храбрость в ходе рейда на Дьепп и стойкость в плену. Вскоре Роберт Хьютон принял командование 40 Commando. В 1948 году батальон под его руководством выполнял поставленные перед ним задачи в Хайфе в условиях разгорающегося арабо-израильского конфликта. За выдающееся командование и безупречную службу был удостоен Офицерского Ордена Британской Империи. В 1957–1959 г.г. в звании бригадира командовал всей 3 Commando Brigade, которая под его руководством приобрела репутацию высокомобильного и эффективного соединения. В 1964 году он был удостоен звания Кавалера Почтеннейшего ордена Бани. В этом же году вышел в отставку. Скончался в 2010 году в возрасте 98 лет.
Вместо заключения
Говорят, что каждое событие – результат стечения случайного и закономерного. Неудача дьеппского десанта служит ярким тому подтверждением. При планировании явно не была учтена сложность поставленной перед войсками задачи, войска не располагали средствами, достаточными для преодоления подготовленной немецкой обороны. Ну а во многом случайное обнаружение коммандос в самом начале операции лишило союзников одного из преимуществ – фактора внезапности.
Высадка 19 августа 1942 г. является одной из самых кровавых и драматических страниц в истории 40 Commando Royal Marines. Однако несмотря на то, что ни подразделение, ни десант в целом не выполнили поставленных командованием задач, понеся тяжелые потери, даже в таких обстоятельствах нашлось место для проявления образцов храбрости и стойкости бойцов королевской морской пехоты.
Смотрите также
- Военные операции Royal Marines после Второй Мировой войны
- Коммандос
- История 40 батальона Королевской Морской Пехоты
Автор: Volchok